среда, 9 апреля 2014 г.

Порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений (ст. 198 УК РФ, 199 УК РФ, 199.1 УК РФ, 199.2 УК РФ)

В последнее время меня очень часто (и не только меня) стали спрашивать о том, каков порядок привлечения к уголовной ответственности, если совершено то или иное преступление, связанное с неуплатой налогов или сборов. 

И волнение предпринимателей вполне понятно, ведь каждый желает знать о том, законно или не законно он был привлечен, ну или будет привлечен к ответственности. 

И так все по порядку.

Порядок привлечения к уголовной ответственности по данной категории дел урегулирован рядом норм:
  1. Часть 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ  от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  2. Пункт 34 статьи 12 Федерального закона «О полиции» от 02.02.2011г. 3-ФЗ (ред. от 28.12.13г.)
  3. Часть 1.1. статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
Часть 2 статьи 36 НК РФ гласит, что «При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения».

Пункт 34 статьи 12 Закона «О полиции» содержит ответное предписание: 
«Полиция обязана направлять материалы в налоговый орган при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств».

Ну, а в статье 140 УПК РФ (уголовно-процессуальный кодекс) перечислены поводы и основание для возбуждения уголовного дела.
В ней сказано:
"1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 407-ФЗ)
2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления". 

Во всей этой статье нас интересует исключительно пункт 1.1., где черным по белому написано: «... только те материалы, которые направлены налоговыми органами...». 

Что же это значит? Значит многое!

Указанная норма была введена 06 декабря 2011 года по инициативе Медведева Д.А. (тогда Президента России, если кто не в теме) в рамках идеи либерализации законодательства (лицом так сказать к бизнесу). 

Принятие указанной нормы повлекло следующие последствия (взял из пояснительной записки к данному закону): 
    • прямо указывается на то, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вынесенным в порядке, предусмотренном НК РФ, и вступившим в законную силу.
    • Норма ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, установила жесткую зависимость решений органов и должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, от решения налогового органа. 
      1. Во-первых, органы предварительного расследования лишаются возможности при отсутствии соответствующего решения налогового органа выполнить предусмотренную ч. 2 ст. 21 УПК РФ обязанность в каждом случае обнаружения признаков преступления принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления. 
      2. Во-вторых, отсутствие решения налогового органа выступает препятствием для вынесения судом решения по обвинению лица в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ.
Как видим очень не слабо получилось. 

Но не долго счастье было, как уже известно Следственный комитет РФ, полагая,   что надо ситуацию поменять, предложил Президенту РФ В.В. Путину законопроект №357559-6, которым пункт 1.1. статьи 140 УПК РФ предлагается исключить! 
Причинами столь противоположных (обратных) действий назвали то, что действующая норма является «одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью. Проектом федерального закона "О признании утратившими силу отдельных    положений    законодательных    актов Российской  Федерации" устанавливается общий порядок рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 198 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, что обеспечит комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей    правоохранительных    органов    и    использованию поискового потенциала оперативно-разыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение».


Вот Вам! Ни много и ни мало - Низкая эффективность раскрытия! Одна норма и полный «швах» правоохранителей, параличь сил и воли (и взяток). 

Что же будет? 

Варианты развития событий могут быть следующие:
Законопроект не пройдет полностью, но думаю это маловероятно, его ведь сам В.В. внес в Думу, значит будет принят, но вот в каком виде еще не ясно. 

Если будет принята редакция авторов, то мы вернемся в ситуацию до декабря 2011 года. 
Полагаю Вы не забыли, что тогда весь бизнес боялся не только (и не столько) проверок налоговых органов, сколько еще и проверок органов, тогда еще, милиции. 
Причем результаты проверок этих двух ведомств чаще не совпадали, что пагубно отражалось исключительно на предпринимателях. А главное, не ясно то, как эти проверки будут проходить и как часто. Ведь если действия по проверкам налоговиков достаточно урегулированы нормами Налогового кодекса РФ, то предложенный законопроект в этой части об этом вообще ничего не говорит. 

Как последний вариант отмечу, что скорее всего, но не обязательно, будет найден какой-то компромисс интересов частных и публичных, хотя на мой взгляд менять ничего не надо именно в УПК РФ. Достаточно прописать в нормах Налогового кодекса РФ положения дающие возможность налоговикам качественно проверять материалы из полиции и принимать по ним решения. 

Что же делать? 
То же, что и раньше, стараться не использовать в своей деятельность незаконные схемы уклонения от уплаты налогов и уж тем более не заниматься хищением НДС из бюджета.
Норма пункта 1.1. статьи 140 УПК РФ еще действует и надеюсь будет еще долго действовать. 
Но если вдруг Вас вызвали для дачи объяснений или каких-то еще действий, то лучшим вариантом всегда будет звонок адвокату, уж он то разберется в законности действий и Ваших и полиции. 

Удачи Вам, не попадайтесь!