четверг, 15 мая 2014 г.

Уклонение от уплаты налогов и сборов (статья 199 Уголовного кодекса РФ). Дообналичивались...

К сожалению легендарный лозунг налоговой службы "Заплати налоги и спи спокойно!" воодушевляет не так уж и сильно и далеко не всех. 

Откровенно говоря среди предпринимателей все еще сильно мнение о том, что "кто платит, тот  и "лох!"". 

Опять же к сожалению замечу, что в нынешних условиях "лох" именно тот, кто не платит! 

На сегодняшний день машина государственного принуждения не такая уж и беззубая, каковой была еще лет десять назад, а точнее сказать до 2006 года. Именно в 2006 году (12 октября) в свет вышло, теперь уже легендарное, Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее "Постановление №53"). 

Указанным документов были определены: 
  1. Понятие налоговой выгоды;
  2. Основания признания налоговой выгоды необоснованной;
  3. Обстоятельства, в связи с установлением которых суд может сделать вывод о наличии оснований для признания налоговой выгоды необоснованной. 
Дак вот, в частности, о необоснованности получения налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие группы обстоятельств: 
  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; 
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; 
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Данный документ дал новый импульс борьбе государства, в лице налоговой службы, против предпринимателей, использующих для уклонения от уплаты налогов фирмы "однодневки" и другие схемы (черные, серые, полубелые, любые. По мнению государства любая схема, направленная на обход налогообложения является черной, так как это схема). 

К сожалнию жизнь многих ничему не учит, и они по прежнему, стремясь вывести дененжые средства из оборота, так же заключают "липовые" договора с сомнительными контрагентами, когда никто никому ничего не продает, не выполняет работ и не оказывает услуг. Составляют, далеко не всегда полный и адекватный, пакет документов, как если бы сделка была настоящей и ... делают самое ужасное для бюджета государства:
- на сумму, перечисленную сомнительному контрагенту, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, выдавая ее за экономически оправданные расходы; 
- претендуют на вычеты по НДС. 

Именно для таких, кого жизнь, в плане налоговой дисциплины, ничему не научила, и была введена статья 199 УК РФ (198 УК РФ для предпринимателей). 
Приведем официальный текст:

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
(примечания в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

Что важно знать об этой статье УК РФ каждому руководителю юридического лица?
Во-первых, наказние возможно только при наличие умысла на совершение преступления, то есть Вы понимали характер своих противоправных действий и желали наступления их последствий в виде неуплаты налогов (ну или сознательно это допускали, относились безразлично, см. ст. 25 УК РФ). 
Во-вторых, сумма неуплаченных налогов должна быть крупной (примечание 1) или особо крупной. Если сумма неуплаченных налогов два и менее миллионов рублей (за три финансовых года подряд), то уголовная ответственность наступить не может по объективным обстоятельствам. 
В третьих, между крупным и особо крупным размерами имеется огромная разница и не только количественная! Срок давности привлечения к ответственности по части 1 (крупный размер) составляет два года, в то время как по части второй значительно дольше (если правильно все помню, то шесть лет). 

О том каков порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления я уже рассказал здесь


Почему это пишу именно для обналичников? Потому что именно в целях обналички денежных средств чаще всего имитируются какие либо фиктивные хозяйственные операции, при этом игнорируется уже имеющаяся арбитражная практика по применению Постановления ВАС РФ №53. 


Еще раз об умысле. Доказать умысел на уклонение от уплаты налогов полиции и прокурору будет проще, если в решении налогового органа и/или суда по оспариванию результатов налоговой проверки будет написано, что налогоплательщик совершил фиктивную хозяйственную операцию. По моему убеждению совершить фиктивную хозяйственную перацию по неосторожности невозможно. 

И еще проще прокурору будет, если Ваш контрагент, через которого происходила обналичка, не имееет ничего общего с Вашими видами деятельности, зарегистрирован на лиц, которые отрицают свое участие в его деятельности, не платит со своего счета за аренду и телефон, не имеет персонала, вобщем очевидно, что ничем похожим на законный бизнес не занимается. 

В заключении.

Само по себе перечисление дененжых средств на счет фирмы однодневки не так уж и сильно волнует контролеров и уплата налогов с полученных средств уже головная боль контрагента (если не доказано, что эти средства вернулись Вам в виде наличных), а не Ваша. Но вот когда эти перечисления пытаются выдать за нормальные операции и с помощью них уменьшить налоговые обязанности... - тут-то и провоцируется проверка. 
Если Вы не уверены, что сможете доказать реальность сделки, может не стоить привлекать внимание к ней со стороны государства. 
Если Ваша цель не просто обналичить средства, а именно уменьшить налоговые обязательства, то это конечно другая история.